Нравственные основы семейной жизни
Нравственные основы семейной жизни
Ситуационно-ролевые игры
Игры занимают важное место в данном курсе, поскольку его наполнение тесно связано как с повседневным опытом, так и со сферой личных интересов юношей и девушек. В содержании курса рекомендовано шесть различных игр; преподаватель может выбрать некоторые из них, модифицировать их по своему усмотрению, или добавить другие, уделяя им больше или меньше времени в рамках учебного плана или дополнительных занятий.
Учащиеся не должны заранее знакомиться со всеми играми (почему данный документ размещен в папке «Для педагога»), дабы содержание каждой из игр, объявляемое преподавателем накануне ее проведения, было для них интересным и ожидаемым сюрпризом.
К участию в играх следует широко привлекать учащихся, предлагая им выбор ролей, но без принуждения, следя за тем, чтобы в игре не продолжались какие-либо реальные трения между ними. Учитель должен заранее консультировать участников и следить за ходом игры, при необходимости мягко вмешиваясь, предотвращая конфликты, излишний накал эмоций и т.п.
На мужские и женские роли в одних случаях назначаются соответственно юноши и девушки («муж и жена», «жених и невеста»), а в других – участники независимо от пола («бабушка», «дедушка»). Костюмы не требуются, но какой-либо атрибут (фуражка, косынка, шаль, тросточка и пр.) полезен. Некоторые роли обозначены как «символические»: для них не назначается участник, но уместен некоторый символ-напоминание – набросок на доске, картинка, кукла и т.п.
Если в школе действует драматическая студия, желательно привлечь ее членов к творческому участию в играх.
Аудитория следит за игрой и голосованием выбирает «победителей».
Ниже приводится описание шести ситуационно-ролевых игр, предлагаемых для проведения в аудитории.
игра |
роли |
сюжет |
подготовка |
проведение |
«Внимание! На капитанском мостике – женщина!» |
Женщина-командир; группа из 3-4 подчиненных |
Женщина руководит выходом из трудной ситуации |
Заранее подбирают 2-3 группы; каждая из них секретно выдумывает свой сценарий трудной ситуации любого рода |
Группа приглашает командира (без подготовки) и оглашает сценарий; командир принимает решения, группа экспромтом реагирует. Раунд длится не более 3-5 мин., игра повторяется с каждой группой, с новым командиром |
«Помогаем – или мешаем? – выбрать спутника жизни» |
Жених (невеста); группа из 4-6 сватов; «клиенты» символические |
Сваты рекламируют своих «клиентов»; жених (невеста) делает выбор, сваты оспаривают его |
Заранее готовятся сваты, каждый секретно выдумывает себе «клиента» (мужчину или женщину) со своими факторами привлекательности |
Выбирается жених (без подготовки), с ним вступают в диалог все сваты, у кого «клиент» женщина, каждый добиваясь выбора в свою пользу. Затем второй раунд с невестой и сватами мужчин. Каждый раунд может длиться до 10-15 мин. |
«Если бы я был ангелом: как помочь близким людям в момент семейного конфликта?» |
Муж и жена; возможны еще 1-3 участника. Для каждого из них – один или несколько ангелов. |
В группе разворачивается конфликт. Задача ангелов – подсказать нечто каждому участнику, дабы примирить их. |
Заранее подбирается «конфликтная группа» и секретно выдумывает себе сценарий ссоры |
Каждому участнику назначается ангел(ы) (от одного до трех), без подготовки. Разыгрывается заранее подготовленный сценарий ссоры. Ангелы вмешиваются, пытаясь примирить их. Каждый ангел обращается строго к своему «хозяину»; остальные ведут себя так, как будто его не слышат. Разыгрывается только один раунд; в зависимости от сценария и мастерства участников, он может длиться до 15-20 мин. |
игра |
роли |
сюжет |
подготовка |
проведение |
«Бабушка воспитывает внуков: кто воспитает бабушку?» |
Родители; ребенок - символический. Одна или две бабушки. |
Бабушка пытается авторитарно управлять ребенком, навязывать свою волю родителям |
Выбранные заранее бабушки (индивидуально или вдвоем) секретно готовят сценарии своих диверсий |
Родители назначаются без подготовки; бабушка(-и) разыгрывает(-ют) свой сценарий; родители сопротивляются, отстаивают свою независимость. Раунд длится до 5-7 мин., игра повторяется со всеми подготовленными бабушками, с новыми родителями |
«Мы хотим широкую свадьбу! – А мы не хотим…» |
Молодожены; родные и друзья (2-6 чел.) |
Молодожены хотят уехать тотчас после загса; их принуждают к широкой свадьбе |
Все участники - без подготовки |
Молодожены объявляют о своем намерении; родные и друзья спорят с ними, пытаясь добиться своего. Раунд длится до 5-7 мин.; игру можно повторить с новым составом, если есть новые идеи |
«Хочу, хочу! У всех есть, а у меня нету! Дайте денег!» |
Сын (дочь); старшие (2-4 чел.) |
Сын (дочь) добивается у старших усиленной финансовой поддержки |
Выбранные заранее «дети» секретно готовят свои просьбы (требования) и их обоснования |
Сын (дочь) заявляет о своей «финансовой нужде», старшие, назначенные без подготовки, сопротивляются как могут. Раунд длится до 5-7 мин.; игру повторяют с каждым из подготовленных «детей». |